Гималайская традиция йоги - одна из древнейших школ
Более тысячи лет это учение, в основе которого лежит медитация, передается по непрерывной линии преемственности
Сегодня мы поговорим о гималайской традиции йоги и медитации, которая была представлена Западу Свами Рамой во второй половине прошлого века. В России он известен по книге «Жизнь среди гималайских йогов». Кроме того, Свами Рама принимал участие в научных исследованиях по парапсихологии, которые проводились в Москве в 70-х годах. С подробностями — студия йоги и коворкнга в Хамовниках Hand.
Линия передачи Бхарати — именно так называют гималайскую традицию йоги в Индии — принадлежит йогическому ордену аскетов Адвайта-Веданта, основанному Шанкарачарьей около 1200 лет назад.
Слово Бхарати состоит из двух слогов: бха — «знание» и рати — «любитель». Таким образом, Бхарати переводится как «тот, кто является любителем знания». Отсюда возникло одно из санскритских имен Индии — Бхарата — «земля духовного знания».
В основе гималайской традиции йоги лежат древнейшие учения, переданные риши, древними мудрецами. Эти знания существовали как отдельные направления йоги и не были систематизированы. Именно Шанкарачарья объединил их в единую школу.
❝Гималайская традиция — это сочетание мудрости Йога-сутр Патанджали, философии и практики тантр, специальных устных инструкций и опыта инициаций, передаваемых по непрерывной линии преемственности святых и мастеров йоги. Это единая система, в которой все части интегрально связаны. В нее включены основные принципы и практики всех известных систем медитации. Причем в большинстве случаев эти системы из нее и возникли.
Например, Випасана делает акцент на осознании дыхания, трансцендентальная медитация концентрируется на повторении мантры, а практикующие хатха-йогу обращают внимание в основном на позу.
Медитирующий же в гималайской традиции учится расслабленно сидеть в правильной позе, практикует правильное дыхание и затем комбинирует осознанное дыхание с мантрой.
Хатха-йогу здесь рассматривают как подготовку к более серьезным практикам, не придавая особого значения форме позы. Гораздо важнее достичь медитативного состояния, полностью осознать тело и дыхание.
Асана — это способ совершенствования ума через тело и тренировки тела через ум, где главными компонентами являются осознанность и глубокое самонаблюдение. Без них, а также без соблюдения принципов ямы и ниямы хатха-йога — не более чем акробатика.
Медитация — это суть йоги, и все остальное предназначено лишь для поддержания и углубления этого состояния. Однако если тело, эмоции и ум недостаточно подготовлены, то концентрация будет поверхностной и неустойчивой, а при выполнении более серьезных техник ученик даже рискует навредить себе.
Что же представляет из себя практика гималайской системы йоги? Давайте рассмотрим несколько ключевых составляющих
Фильтр очистки
Прежде чем приступать к медитации, нужно очистить мысли и эмоции. В противном случае внутренние волнения будут мешать сосредоточиться на практике.
Чтобы добиться нужного результата, необходимо:
во-первых, жить в соответствии с принципами ямы и ниямы.
во-вторых, соблюдать четыре правила взаимодействия с миром – брахма-вихары: проявлять дружелюбие по отношению к счастливым и сострадание к несчастным, восхищаться добродетельными и оставаться нейтральным к злым.
третье – это практика устранения тревожных мыслей – прати-пакша-бхавана. С ее помощью мы избавляемся от виткар – мыслей, противоположных яме, нияме и брахма-вихарам.
четвертая техника, помогающая очистить мысли и эмоции, – это покорение викшеп, девяти препятствий на пути к концентрации. Это слабость, ментальная лень, сомнения, недостаток энтузиазма, праздность, стремление к чувственному удовольствию, ложное восприятие, отчаяние из-за невозможности концентрации и нестабильность концентрации. Викшепы сопровождаются тоской, унынием, дрожью в теле и неровным дыханием.
Все эти практики ведут к этичному поведению и, как следствие, к потере оков кармы, ясности и очищению ума. В результате мы обретаем физическую и ментальную стабильность как во время медитации, так и в повседневной жизни. Простое чтение Йога-сутр или комментариев к ним не приведет ученика к этому состоянию — добиться его можно только с помощью практики.
❝Нади-шодхана пранаяма — одна из классических пранаям, простая в исполнении и не требующая особой подготовки. Обучите ей своих близких и практикуйте сами, чтобы привести жизнь в совершенный баланс. Карта Сингх назвал эту технику одной из самых важных пранаям нашего времени, когда люди сосредоточены на том, чтобы потреблять, и не умеют отпускать. Благодаря этой практике, вы создаете баланс между праной и апаной. Это значит, что вы сможете расширять свои возможности получения энергии и вместе с этим освобождаться от всего ненужного и бесполезного.Данная пранаяма требует особенной сосредоточенности и внимания. Но и взамен дает нужные расслабление и концентрацию. Если вы будете делать ее до остальных упражнений, то сможете глубже прочувствовать свою ежедневную практику.
Техника выполнения
- Сядьте в простую позу с прямой спиной. Если вы сидите на стуле – убедитесь, что обе ступни крепко прижаты к полу;
- Закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю;
- Сделайте вдох через левую ноздрю;
- Закройте мизинцем правой руки левую ноздрю, освободите правую;
- Сделайте выдох через правую ноздрю;
- Теперь сделайте вдох правую ноздрю;
- Выдох через левую;
- Продолжайте чередовать вдохи и выдохи, попеременно закрывая то левую, то правую ноздрю мизинцем и большим пальцем одной руки;
- Завершите цикл выдохом через левую ноздрю.
Время выполнения: 12 минут)
В потоке
Следующий элемент практики – пратьяхара
Это отвлечение чувств от объектов внешнего мира. Существует множество трактовок этой ступени йоги. В гималайской традиции ее описывают следующим образом. Сначала следует успокоить ум.
Затем останавливается поток внешней информации, воспринимаемый органами чувств. Практикующий перестает отвлекаться на объекты окружающего мира и сам не совершает никаких действий – физических, вербальных и ментальных, – направленных на эти объекты. Достичь этого можно посредством определенных техник, в которых сознание сосредоточивается на пранамайя-коше, теле праны.
Под руководством умелого наставника практикующий учится чувствовать движение тонкого ветра прана-вайю до тех пор, пока не исчезнет ощущение физического тела и осознание потока праны не углубится. Отсюда можно двигаться к более глубоким медитациям.
Джапа
Еще одна составляющая гималайской традиции йоги – джапа. Это практика повторения мантры в форме звуков или слов, но не случайно выбранной самим учеником, а специально подобранной для него учителем.
В основе каждого священного слога лежат звуковые вибрации. Поскольку человек утратил способность воспринимать эти вибрации в чистом виде, эффективная практика джапы не может осуществляться без инициации – передачи звука и энергии мантры от гуру к ученику.
Практика мантры оказывает влияние на разные уровни нашего существа – физический, ментальный, каузальный и т.д. В то же время она влияет на нашу жизнь и окружающую действительность.
Конечная цель джапы – переход в абсолютное молчание.
Вот некоторые варианты этой практики:
- повторение мантры с осознаванием потока дыхания;
- повторение мантры при выполнении повседневных дел;
- созерцание мантры в уме или в анахата-чакре (сердечном центре);
- помещение мантры в успокоенный ум и наблюдение за ее повторным самопроизвольным возникновением в уме.
Существует множество других методов, и все они должны преподаваться опытным учителем, который не только обучает технике, но и является духовным наставником.
Покой во мне
Дхьяна, или собственно медитация, – это сердце йоги, и все описанные выше методы предназначены для ее поддержания и углубления. Медитация – это путь понимания Вечной Истины, превращения бессознательного в сознательное, неизвестного в известное.
Итак, асаны помогают укрепить тело и сделать его устойчивым. Дыхание, а также соблюдение принципов ямы и ниямы позволяет практикующему успокоить ум, сделать его медитативным.
Состояния медитации можно достичь многими способами, среди которых утонченное искусство джапы, более тонкие стадии осознания дыхания, концентрация и посвящение. В некоторых случаях гуру может просто поднять ум ученика на более высокий уровень медитации с помощью инициации.
По адресу
Ашрам «Свами Рама Садхака Грама», где обучают гималайской традиции йоги, стоит на берегу священного Ганга в предгорье Гималаев, в Ришикеше, Индия. Духовный руководитель ашрама — Свами Веда Бхарати, прямой ученик Свами Рамы.
Ежегодно с конца октября и по апрель в ашраме проходят занятия по медитации, науке мантры и джапы, техникам глубокого расслабления и йога-нидре, психологии и философии йоги, различным аспектам духовного развития. Ученики познают глубокий смысл священных текстов Йога-сутр Патанджали, Бхагават-гиты и Упанишад, учатся интегрировать древнюю мудрость в повседневную жизнь.
Специалисты аюрведы расскажут о холистическом здоровье и процветании, о влиянии медитации на благополучие и о том, как сделать свою жизнь сбалансированной и полной. В получасе езды от Ришикеша находится Аюрведический центр Гималайского медицинского института, основанного Свами Рамой, где после комплексной диагностики можно получить рекомендации от специалистов аюрведы и пройти курс очищения — панчакарму. Также можно пройти отдельную процедуру аюрведического массажа.
А вот учителя хатха-йоги из студии Hand помогут каждому освоить диафрагмальное дыхание и различные техники пранаямы, медитативный подход к практике асан, упражнения для суставов и желез внутренней секреции, глубже осознать анатомию и физиологию йоги, а также работу тонких энергий.
Стрессоустойчивость
Следует помнить, что йога – это холистический процесс, воздействующий на все уровни личности. Преобразования в человеке происходят медленно, и не стоит ждать мгновенных результатов. Продвигаться по пути практики нужно в своем собственном ритме. Тогда изменения будут происходить постепенно и со временем станут заметны и ученику, и окружающим его людям.
Один из первых эффектов практики – повышение стрессоустойчивости, что в наше время крайне актуально. Практикующий учиться расслабляться, и вскоре релаксация пропитывает всю его жизнь. Спустя какое-то время ум становится более упорядоченным и однонаправленным. Мы обретаем способность делать осознанный выбор вместо того чтобы бессознательно поддаваться влиянию ситуации. Это может привести к еще более глубокому ментальному расслаблению и реализации внутреннего потенциала. Как и создание прекрасного сада, йога требует продолжительных стараний. Упорная, последовательная, преданная и искренняя практика питает и лелеет этот сад, и в нем расцветают великолепные цветы.