Гималайская традиция йоги - одна из древнейших школ

7 августа 2023
Автор: Алёна Антонова

Более тысячи лет это учение, в основе которого лежит медитация, передается по непрерывной линии преемственности

Сегодня мы поговорим о гималайской традиции йоги и медитации, которая была представлена Западу Свами Рамой во второй половине прошлого века. В России он известен по книге «Жизнь среди гималайских йогов». Кроме того, Свами Рама принимал участие в научных исследованиях по парапсихологии, которые проводились в Москве в 70-х годах. С подробностями — студия йоги и коворкнга в Хамовниках Hand.

Не удалось загрузить изображение

Линия передачи Бхарати — именно так называют гималайскую традицию йоги в Индии — принадлежит йогическому ордену аскетов Адвайта-Веданта, основанному Шанкарачарьей около 1200 лет назад.

Слово Бхарати состоит из двух слогов: бха — «знание» и рати — «любитель». Таким образом, Бхарати переводится как «тот, кто является любителем знания». Отсюда возникло одно из санскритских имен Индии — Бхарата — «земля духовного знания».

В основе гималайской традиции йоги лежат древнейшие учения, переданные риши, древними мудрецами. Эти знания существовали как отдельные направления йоги и не были систематизированы. Именно Шанкарачарья объединил их в единую школу.

❝Гималайская традиция — это сочетание мудрости Йога-сутр Патанджали, философии и практики тантр, специальных устных инструкций и опыта инициаций, передаваемых по непрерывной линии преемственности святых и мастеров йоги. Это единая система, в которой все части интегрально связаны. В нее включены основные принципы и практики всех известных систем медитации. Причем в большинстве случаев эти системы из нее и возникли.

Например, Випасана делает акцент на осознании дыхания, трансцендентальная медитация концентрируется на повторении мантры, а практикующие хатха-йогу обращают внимание в основном на позу. 

Медитирующий же в гималайской традиции учится расслабленно сидеть в правильной позе, практикует правильное дыхание и затем комбинирует осознанное дыхание с мантрой.

Не удалось загрузить изображение

Хатха-йогу здесь рассматривают как подготовку к более серьезным практикам, не придавая особого значения форме позы. Гораздо важнее достичь медитативного состояния, полностью осознать тело и дыхание.

Асана — это способ совершенствования ума через тело и тренировки тела через ум, где главными компонентами являются осознанность и глубокое самонаблюдение. Без них, а также без соблюдения принципов ямы и ниямы хатха-йога — не более чем акробатика.

Медитация — это суть йоги, и все остальное предназначено лишь для поддержания и углубления этого состояния. Однако если тело, эмоции и ум недостаточно подготовлены, то концентрация будет поверхностной и неустойчивой, а при выполнении более серьезных техник ученик даже рискует навредить себе.

Не удалось загрузить изображение

Что же представляет из себя практика гималайской системы йоги? Давайте рассмотрим несколько ключевых составляющих

Фильтр очистки


Прежде чем приступать к медитации, нужно очистить мысли и эмоции. В противном случае внутренние волнения будут мешать сосредоточиться на практике.


Чтобы добиться нужного результата, необходимо: 


во-первых, жить в соответствии с принципами ямы и ниямы.

во-вторых, соблюдать четыре правила взаимодействия с миром – брахма-вихары: проявлять дружелюбие по отношению к счастливым и сострадание к несчаст­ным, восхищаться добродетельными и оставаться нейтральным к злым.

третье – это практика устранения тревожных мыслей – прати-пакша-бхавана. С ее помощью мы избавляемся от виткар – мыслей, противоположных яме, нияме и брахма-вихарам.

четвертая техника, помогающая очистить мысли и эмоции, – это покорение викшеп, девяти препятствий на пути к концентрации. Это слабость, ментальная лень, сомнения, недостаток энтузиазма, праздность, стремление к чувственному удовольствию, ложное восприятие, отчаяние из-за невозможности концентрации и нестабильность концентрации. Викшепы сопровождаются тоской, унынием, дрожью в теле и неровным дыханием.

Все эти практики ведут к этичному поведению и, как следствие, к потере оков кармы, ясности и очищению ума. В результате мы обретаем физическую и ментальную стабильность как во время медитации, так и в повседневной жизни. Простое чтение Йога-сутр или комментариев к ним не приведет ученика к этому состоянию — добиться его можно только с помощью практики.


❝Нади-шодхана пранаяма — одна из классических пранаям, простая в исполнении и не требующая особой подготовки. Обучите ей своих близких и практикуйте сами, чтобы привести жизнь в совершенный баланс. Карта Сингх назвал эту технику одной из самых важных пранаям нашего времени, когда люди сосредоточены на том, чтобы потреблять, и не умеют отпускать. Благодаря этой практике, вы создаете баланс между праной и апаной. Это значит, что вы сможете расширять свои возможности получения энергии и вместе с этим освобождаться от всего ненужного и бесполезного.Данная пранаяма требует особенной сосредоточенности и внимания. Но и взамен дает нужные расслабление и концентрацию. Если вы будете делать ее до остальных упражнений, то сможете глубже прочувствовать свою ежедневную практику.

Нади-шодхана

Техника выполнения

  • Сядьте в простую позу с прямой спиной. Если вы сидите на стуле – убедитесь, что обе ступни крепко прижаты к полу;
  • Закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю;
  • Сделайте вдох через левую ноздрю;
  • Закройте мизинцем правой руки левую ноздрю, освободите правую;
  • Сделайте выдох через правую ноздрю;
  • Теперь сделайте вдох правую ноздрю;
  • Выдох через левую;
  • Продолжайте чередовать вдохи и выдохи, попеременно закрывая то левую, то правую ноздрю мизинцем и большим пальцем одной руки;
  • Завершите цикл выдохом через левую ноздрю.


Время выполнения: 12 минут)

Не удалось загрузить изображение

В потоке

Следующий элемент практики – пратьяхара


Это отвлечение чувств от объектов внешнего мира. Существует множество трактовок этой ступени йоги. В гималайской традиции ее описывают следующим образом. Сначала следует успокоить ум. 

Затем останавливается поток внешней информации, воспринимаемый органами чувств. Практикующий перестает отвлекаться на объекты окружающего мира и сам не совершает никаких действий – физических, вербальных и ментальных, – направленных на эти объекты. Достичь этого можно посредством определенных техник, в которых сознание сосредоточивается на пранамайя-коше, теле праны.

Под руководством умелого наставника практикующий учится чувствовать движение тонкого ветра прана-вайю до тех пор, пока не исчезнет ощущение физического тела и осознание потока праны не углубится. Отсюда можно двигаться к более глубоким медитациям.

Джапа


Еще одна составляющая гималайской традиции йоги – джапа. Это практика повторения мантры в форме звуков или слов, но не случайно выбранной самим учеником, а специально подобранной для него учителем. 

В основе каждого священного слога лежат звуковые вибрации. Поскольку человек утратил способность воспринимать эти вибрации в чистом виде, эффективная практика джапы не может осуществляться без инициации – передачи звука и энергии мантры от гуру к ученику. 

Практика мантры оказывает влияние на разные уровни нашего существа – физический, ментальный, каузальный и т.д. В то же время она влияет на нашу жизнь и окружающую действительность.

Конечная цель джапы – переход в абсолютное молчание.

Джапа

Вот некоторые варианты этой практики:

  • повторение мантры с осознаванием потока дыхания;
  • повторение мантры при выполнении повседневных дел;
  • созерцание мантры в уме или в анахата-чакре (сердечном центре);
  • помещение мантры в успокоенный ум и наблюдение за ее повторным самопроизвольным возникновением в уме.



Существует множество других методов, и все они должны преподаваться опытным учителем, который не только обучает технике, но и является духовным наставником.

Не удалось загрузить изображение

Покой во мне

Дхьяна, или собственно медитация, – это сердце йоги, и все описанные выше методы предназначены для ее поддержания и углубления. Медитация – это путь понимания Вечной Истины, превращения бессознательного в сознательное, неизвестного в известное.

Итак, асаны помогают укрепить тело и сделать его устойчивым. Дыхание, а также соблюдение принципов ямы и ниямы позволяет практикующему успокоить ум, сделать его медитативным.

Состояния медитации можно достичь многими способами, среди которых утонченное искусство джапы, более тонкие стадии осознания дыхания, концентрация и посвящение. В некоторых случаях гуру может просто поднять ум ученика на более высокий уровень медитации с помощью инициации.

Не удалось загрузить изображение

По адресу

Ашрам «Свами Рама Садхака Грама», где обучают гималайской традиции йоги, стоит на берегу священного Ганга в предгорье Гималаев, в Ришикеше, Индия. Духовный руководитель ашрама — Свами Веда Бхарати, прямой ученик Свами Рамы.

Ежегодно с конца октября и по апрель в ашраме проходят занятия по медитации, науке мантры и джапы, техникам глубокого расслабления и йога-нидре, психологии и философии йоги, различным аспектам духовного развития. Ученики познают глубокий смысл священных текстов Йога-сутр Патанджали, Бхагават-гиты и Упанишад, учатся интегрировать древнюю мудрость в повседневную жизнь.

Специалисты аюрведы расскажут о холистическом здоровье и процветании, о влиянии медитации на благополучие и о том, как сделать свою жизнь сбалансированной и полной. В получасе езды от Ришикеша находится Аюр­ве­ди­че­ский центр Гималайского медицинского института, основанного Свами Рамой, где после комплексной диагностики можно получить рекомендации от специалистов аюрведы и пройти курс очищения — панчакарму. Также можно пройти отдельную процедуру аюрведического массажа.

А вот учителя хатха-йоги из студии Hand помогут каждому освоить диафрагмальное дыхание и различные техники пранаямы, медитативный подход к практике асан, упражнения для суставов и желез внутренней секреции, глубже осознать анатомию и физиологию йоги, а также работу тонких энергий.

Не удалось загрузить изображение

Стрессоустойчивость

Следует помнить, что йога – это холистический процесс, воздействующий на все уровни личности. Пре­об­ра­зо­ва­ния в человеке происходят медленно, и не стоит ждать мгновенных результатов. Продвигаться по пути практики нужно в своем собственном ритме. Тогда изменения будут происходить постепенно и со временем станут заметны и ученику, и окружающим его людям.

Один из первых эффектов практики – повышение стрессоустойчивости, что в наше время крайне актуально. Практикующий учиться расслабляться, и вскоре релаксация пропитывает всю его жизнь. Спустя какое-то время ум становится более упорядоченным и однонаправленным. Мы обретаем способность делать осознанный выбор вместо того чтобы бессознательно поддаваться влиянию ситуации. Это может привести к еще более глубокому ментальному расслаблению и реализации внутреннего потенциала. Как и создание прекрасного сада, йога требует продолжительных стараний. Упорная, последовательная, преданная и искренняя практика питает и лелеет этот сад, и в нем расцветают великолепные цветы.

Написать нам

Блог

Полезные статьи

Записаться на пробное занятие