Йога-нидра: между явью и сном
Между прочим, практиковать йогу можно во сне. Что такое Йога-нидра и почему стоит ею заниматься, выясняла автор студии йоги и коворкинга Hand в Хамовниках Алёна Антонова.
Йога-нидра — «йога контролируемого сна» — возникла в середине XX века. «Нидра» в переводе с санскрита значит «сон», а Йога-нидра — пограничное состояние между бодрствованием и засыпанием. Автор методики, Свами Сатьянанда Сарасвати, ученик Свами Шивананды, создал особую практику на основе тысячелетних тантрических техник работы с сознанием, адаптировав учение для западных последователей.
Внешне практика проста, и асана в ней всего одна — Шавасана. Лежа на спине с раскинутыми руками и ногами, ученики закрывают глаза и в течение всей практики (от 20 минут до часа) находятся в неподвижном состоянии. Вся работа происходит внутри — следуя за голосом ведущего, практикующие последовательно расслабляют тело, визуализируют предложенные образы, считают вдохи и выдохи и формулируют свои желания.
Такая «сонная йога» прежде всего нужна для достижения глубокого осознанного расслабления на трех уровнях — физическом, ментальном и эмоциональном. Как ни странно, глубокое расслабление для многих представляет большую сложность, чем выполнение 108 циклов Сурья Намаскар.
Согласно восьмиступенчатой системе раджа-йоги, предложенной Патанджали, Йога-нидра относится к высшим ступеням, поскольку является методом пратьяхары — удаления чувств от внешних объектов. В Йога-нидре сознание отвлекается от внешних образов и звуков, от тела, от дыхания и рационального ума. Узнать больше о различных практиках йоги можно на занятиях в студии йоги и коворкинга Hand. Расписание
Практика всегда начинается с расслабления определенных частей тела, что Сатьянанда назвал ротацией сознания, и последовательность эта неизменна. Большой палец правой руки, указательный палец, средний, безымянный, мизинец, ладонь, оборотная сторона ладони, запястье, локоть, плечо, подмышка, правая сторона туловища, правая часть талии, правое бедро, коленная чашечка, икроножная мышца, лодыжка, пятка, подошва, большой палец ноги, второй палец, третий, четвертый, пятый… После правой половины тела переходим к левой.
«Мозг, — пишет Сатьянанда, —
физический посредник сознания, так как он связывает ум, чувства и тело в одно гармоничное единство. Нейрохирург воздействует на тело, стимулируя мозг, практикант воздействует на мозг, стимулируя тело. Поступательное движение осознанности, проникающей во все части тела, способствует не только физической релаксации, но освежает и очищает нервные каналы, идущие к мозгу и контролирующие как физическую активность, так и поток информации. Так Йога-нидра расслабляет ум при помощи расслабленного тела».
Карта мозга
Одним из методов, которые используются в науке для изучения функций мозга, является электрическая стимуляция. Было доказано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре на теле лежащего с закрытыми глазами человека, можно вызвать движение рук, ног и других частей тела. Исследователи назвали эту нейрокарту, или голограмму физического тела, существующего внутри мозгового белого вещества, двигательным (моторным) гомункулусом. Как мы выяснили, стимуляция сенсорных областей мозга вызывает разные ощущения в теле. Йога-нидра делает все наоборот: с помощью сознания вызывает ощущения в теле, которые стимулируют мозг.
Следуй за мной
Последовательность ротации сознания в теле, по убеждению Сатьянанды, не должна нарушаться, поскольку от этого зависит правильное течение энергии в нервных цепях и в подвижном гомункулусе. А это, в свою очередь, обеспечивает глубокую релаксацию, формирует спонтанное освобождение сознания, оторванного от сенсорных и двигательных каналов. В каждый момент практики Йога-нидры все внимание должно быть сконцентрировано на голосе инструктора: таким образом единственный активный канал восприятия (слуховой) одновременно и направляет сознание, и помогает удержаться в пограничной фазе, не уснуть. Не нужно специально контролировать дыхание или пытаться насильственно исключить чувства — так ум будет оставаться беспокойным и напряжение останется. Нужно наблюдать за возникающими образами и мыслями отстраненно, как бесстрастный свидетель, и через некоторое время ум автоматически успокоится.
Сила цели
После того как расслабление достигнуто, наступает время для мысленного произнесения санкальпы — намерения. До начала практики ученики формулируют определенные намерения, выраженные в краткой форме, а затем повторяют их несколько раз на протяжении занятия. Как правило, это намерения о развитии собственной личности. Важно, чтобы санкальпа звучала в форме утверждения, а не отрицания и касалась самого практикующего. Если вы не можете придумать свою санкальпу, можно использовать формулы, которые предложит инструктор. Используются варианты: «Я хочу пробудить свою духовную силу», «Я пойму свое предназначение», «Я добьюсь полного выздоровления» и так далее. Если такие установки кажутся слишком претенциозными, можно пожелать себе успешной реализации ближайших проектов. Правда, каждую неделю загадывать новое желание не получится: санкальпа — не волшебная палочка, и результат появится не сразу. Расслабление тела и ротация сознания — предшествующий санкальпе этап практики — помогают успокоить мятущийся ум и высвободить образы из подсознания; как только это достигнуто, наступает фаза осознанности и высокой внушаемости — на ней происходит преобразование личности.
Сатьянанда описывает это вот так: «Во время сеанса Йога-нидры постепенно обнажается поле подсознания, и когда оно становится более восприимчивым к самовнушению, на него накладывается санкальпа. Важно выбрать удачный момент, когда рациональный ум утрачивает активность. Санкальпу используют как в начале занятия, так и после него. Санкальпа, используемая в начале, подобна посаженному семени; используемая в конце — подобна орошению. Каждый из нас может «взрыхлить» свою ментальную структуру, и нет такой личности, которую нельзя образовать, как нет и такой навязчивой идеи или страха, который нельзя было бы устранить». Такое объяснение практики может создать ошибочное впечатление, что в Йога-нидре вы становитесь творцом своей личности. Это не так: практика позволяет узнать себя, прикоснуться к своему бессознательному, а затем погрузиться в него глубже. О ненасилии и наблюдательном подходе к собственной психике Сатьянанда говорит отдельно. Йога-нидра должна протекать спонтанно — в соответствии с тантрическими законами. «Вам не следует воевать со своими привычками и искоренять свою природу, так как подобные действия лишь формируют внутренний дискомфорт. Недаром многие люди, пытающиеся скорректировать себя при помощи различных вероучений, становятся агрессивными шизофрениками», — пишет Сатьянанда.
Извлечение вещества
Практика Йога-нидры способна извлечь колоссальную психическую силу из глубин подсознания на поверхность. Огромное количество впечатлений, которые мы переживаем на протяжении всей жизни, порой не фиксируя в сознании и не задумываясь о них, откладываются в подсознании и влияют на нас. Все, что есть в макрокосмосе, есть и в микрокосмосе — в форме архетипов. (Архетипы — по учению К. Г. Юнга — это структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психических процессов). Йога-нидра способна вытеснить архетипы из «архивов бессознательного» в область сознания.
Наглядное пособие
Созидательная визуализация является катализатором, провоцирующим реакции в области бессознательного. Нередко бывает, что выявленные накопленные впечатления отличаются от осознаваемого опыта и даже никак не связаны с ним. Это возможно благодаря тому, что огромный объем информации откладывается в бессознательном в форме символов (сжимается в символы). Обычно мы не имеем доступа к этому пласту информации, но пробуждая образы и символы во время глубокой релаксации, можем перекинуть мостик между бодрствованием и бессознательным. В осуществлении этого контакта важнейшая роль отводится учителю, который выбирает символы для визуализации.
Символы бывают либо обусловленные, либо универсальные. Обусловленные связаны с повседневным опытом, социальными, культурными, религиозными и другими особенностями группы. Для представителей разных стран, социальных групп и даже рас эти образы будут разными. Но есть и универсальные символы, описанные Юнгом в конце 1930-х годах, они не обусловлены никакими традициями и воздействуют на сознание любого человека. В Йога-нидре подобными символами являются мантры, янтры и мандалы. Во время визуализации предложенных учителем символов в сознании практикующего могут возникнуть самые необычные образы, например цветущего сада или, напротив, безобразных чудовищ. Как правило, все это — «отработанные», «спрессованные» переживания: болезненные воспоминания, страхи, несбывшиеся мечты.
«Наши мысли и поступки обусловлены самскарами (отпечатками прошлых действий) — главной причиной беспокойства и болезней. Процесс визуализации дает нам возможность очистить свой ум. Это и является подлинным показателем йогического продвижения», — учит Сатьянанда.
Обязательной частью практики является последовательное представление противоположных состояний: тяжести-легкости, жары-холода, боли-удовольствия. Каждая из этих пар ощущений имеет соответствующую ей пару взаимодействующих мозговых центров, стремящихся к равновесию. Таким образом, считает Сатьянанда, Йога-нидра активизирует способность организма к саморегуляции. Психосоматический баланс восстанавливается благодаря высвобождению закрепощенной праны (жизненной силы), которая отвлекается от сенсорных каналов и ощущений в состоянии пратьяхары и привлекается к перенапряженным тканям, железам и органам. Приходите изучать йогу в студию йоги и коворкинга Hand.